Волгоградская анимационная школа-студия

 

Учебные курсы 2-D, 3-D и кукольной анимации

Волгоградской школы кино и телевидения

Филиал петербургской кинокомпании "Контент Синема"

НАШИ НОВОСТИ

"УЧИМСЯ СНИМАТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ"

Мастер-класс кинорежиссера Анатолия Беляевскова

Материал подготовила: Анастасия Рожкова,

журналист газеты «Вечерний Волгоград»

  1. «Все начинается с замысла», - объясняет кинорежиссер. – в голове рождаются образы героев, их характеры, события, отдельные сцены и эпизоды, потом все это постепенно начинает складываться в самостоятельную историю. Определяется тема и идея вашей будущей истории. Тема - это вопрос, на который надо ответить, проблема, которую надо решить. Сама тема может не формулироваться в форме вопроса. Например, тема вашей истории: Дружба людей («Что такое дружба?») Ответ на поставленный вопрос – это идея. Каждый видит ответ на один и тот же вопрос по-своему. Для одного человека, например, дружба – это вечная человеческая ценность, а другой считает, что ее не существует вовсе. Тема может быть одной и той же, а идеи могут кардинально различаться. Идея является вашим мировоззрением, пониманием проблемы».
  2. Определившись с темой и идеей, вы должны написать сценарий.  Сначала можно не спешить, а составить для себя краткий план сюжета, написать синопсис, - поясняет Анатолий Петрович. – Далее мы переходим к сюжету и фабуле. Вы можете переставлять сцены вашего мультфильма в разном порядке. Это называется сюжет. Фабула – это строгая хронологическая последовательность событий истории. Когда пишется сценарий, самый лучший помощник здесь – художественная литература. Именно в литературе находится система знаний, которую мы можем применять в процессе написания текста. Сценарий можно написать двух видов: литературный и киносценарий. Литературный сценарий – это своего рода повесть, лишенная внесюжетных элементов (описаний, авторских отступлений, вставных эпизодов), где в основном глаголы и очень четкие, яркие описания. - Сейчас многие сразу пишут киносценарий, - дополняет режиссер, - обозначается месторасположение съемок: «инт» или «нат», что значит «интерьер», то есть в помещении, или «натура» - природа, съемка вне помещения. Далее следует ремарка (кто вошел, что происходит) и столбиком прописываются диалоги.
  3. Третий этап – создание режиссерского сценария. Он строится в виде таблицы. Таблица состоит из восьми колонок: номер кадра, объект, длина (продолжительность по времени), крупность, содержание кадра, звук/музыка, примечание. Вначале мы указываем номер кадра. В разделе «объект» обозначается, где проходят съемки («нат» или «инт») и кто или что снимается. В «длине» прописывается время кадра. В столбце «крупность» обозначается план. План бывает дальний, общий, средний, крупный и «деталь». В колонке «содержание кадра» указываются реплики и текстом прописываются действия на экране (ремарка). В разделе «звук» мы обозначаем, какой звук должен слышаться в данном кадре. Нужно помнить, что звук акцентирует внимание на определенные смыслы. В «примечании» указываются: ракурс (острый, нейтральный), движение камеры (наезд, отъезд, проезд, панорама и т.д.) и другое.
  4. Теперь нужно сделать раскадровку – это последовательность рисунков (от кадра к кадру, от сцены к сцене), служащая вспомогательным средством при создании фильмов или мультфильмов, - поясняет Анатолий Петрович.

5. Переходим к выбору техники.

Существуют три вида анимации: кукольная, рисованная (2D – анимация) и компьютерная (3D – анимация).

 

Кукольная анимация – это один из самых доступных видов. Материал для работы выбирается самостоятельно. Это может быть пластилин, тряпичные куклы, проволочки, спички и так далее. С пластилином значительно сложнее работать. Кадр нужно

освещать, а это тепло. Пластилин имеет свойство быстро плавиться. Кажется, что это просто, но пластилиновая анимация на самом деле самая сложная.

Примерами лучшей пластилиновой анимации могут служить мультфильмы

но это настоящая профессиональная работа, вызывающая восхищение. Изготовление персонажа также непростое дело. Его внешний вид трактуется характером: положительный ли это герой или отрицательный, а говоря профессиональным языком, антагонист или протагонист. На этом же этапе создается макет – пространство, где происходит действие. Если это улица – создается соответствующая обстановка: деревья, дорога, машины, если комната – интерьер.

В 2D - анимации важно не только умение, но и желание рисовать. Можно рисовать от руки, запечатлевая каждое крошечное движение, и отснять его на фотоаппарат, прослеживая плавность перехода, а можно полностью нарисовать мультик на компьютере в программах, например,

«Надо стремиться раскрывать историю, действиями, деталями, - рассказывает Анатолий Петрович. – Реплик должно быть по минимуму, а можно и вообще обойтись без них. Каждый кадр должен быть пластичным».

3D анимация сводится к компьютерному моделированию в специальной программе. Самостоятельно работать с этим видом анимации без подготовки невозможно. Трехмерных персонажей можно оживлять, например, в таких программах, как

6. Самая скрупулезная работа начинается на шестом этапе – съемка.

Если вы снимаете кукольный мультфильм, то обычно съемка производится на профессиональную или полупрофессиональную фотокамеру, которая подключается к ноутбуку, а на компьютере должна быть установлена специальная программа. Нужно обладать титаническим терпением, - говорит Анатолий Петрович, - потому что надо зафиксировать каждый шаг, каждое крохотное движение объектов. На компьютере вы сразу проверяете, насколько плавным получился переход от одного кадра к другому, насколько органично осуществляется движение руки или головы персонажа. Если вы желаете создать куклу с активной мимикой, вы создаете ее такой, чтобы брови, глаза и рот двигались, создавая нужную эмоцию.

 

7. Последний этап – монтаж, цветокоррекция, сведения звуков (звуковая драматургия) и титры.

Монтаж – это сопоставление и соединение отдельных кадров для достижения сквозной энергии действия и получения цельного произведения. Монтируют фильмы в специальных программах. Звуковая драматургия в мультфильме так же важна, как и в кино. - В анимации звук - совершенно особенный, - отмечает Анатолий Петрович Беляевсков, - история становится живой благодаря звуку. Ветер, птицы, насекомые – все должно иметь звучание. Без звука фильм становится плоским, бледным. Титры, как и монтаж, делаются в любом видеоредакторе. Самые простые

Полупрофессиональные:

Профессиональные:

Работая над мультфильмом каждый день и учитывая то, что он непродолжительный по времени, можно создать анимационную картину за 1 – 1,5 месяца.

Кинорежиссер обращает внимание:

Основные специальности в анимации (выборочно) для тех, кто не знает:

 

Художник-постановщик:

Художник-постановщик — это главный художник анимационной картины. Художник-постановщик (вместе с режиссёром мультфильма), определяет визуальный художественный стиль всей истории и контролирует производственный процесс.

 

Художник по персонажам:

Художник по персонажам разрабатывает оригинальные художественные образы главных и второстепенных героев анимационной истории.

 

Аниматор:

Художник-мультипликатор или аниматор – это человек, который одушевляет героев анимационной картины. Это художник, рисующий основные, главные фазы движений персонажей мультфильма (компановки). (И я до сих пор прибываю в недоумении от того, что ведущие праздников и вечеринок (по какой-то необъяснимой для меня причины) стали называть себя аниматорами. Это не правильно и неграмотно).

 

Художник-фазовщик:

Художник-фазовщик (рисовальщик) – это специалист, работающий над созданием промежуточных фаз движений анимационных персонажей (то есть движение героев между компоновками). На этом этапе работы необходимо учитывать характер заданного движения героев, который определяет художник-мультипликатор в главных кадрах.

 

Художник-фоновщик:

Художник-фоновщик или художник-декоратор — специалист, создающий фоновые рисунки.

Есть и другие специальности: художник-прорисовщик, художник-контуровщик и т.д.

 

Друзья, чтобы работать в анимационном кино, недостаточно того, чтобы скачать ту или иную информацию в интернете или почитать на заметку мастер-класс режиссера-мультипликатора, необходимо учится в профессиональных учреждениях, учиться у профессионалов, учиться упорно и целенаправленно, учиться и работать, много работать, развивая навыки в процессе обучения.

 

Анатолий Беляевсков, кинорежиссер, продюсер,

генеральный директор кинокомпании «Контент Синема»,

руководитель Волгоградской Школы кино и телевидения

и Волгоградской анимационной Школы-студии "МУЛЬТИВЕРСУМ"

 

Материал подготовила:

Анастасия Рожкова,

журналист газеты «Вечерний Волгоград»

Волгоград, 2016 г.

 

Фото и видеоматериал предоставлен:

Волгоградской Школой кино и телевидения;

Волгоградской Анимационной Школой-студией "Мультиверсум"

Волгоградская анимационная школа-студия